Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
Нормативные документы по исследованиям функциональной грамотности:
Приказ комитета по образованию администрации городского округа “Город Калининград” от 31.08.2022 №ПД-КпО-721 “Об организации работы по повышению уровня функцианальной грамотности обучающихся в 2022-2023 гг.»
Приказ Министерства образования Калининградской области от 20.09.2021 №1034/1 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
Приказ Министерства образования Калининградской области от 30.09.2021 №1097/1 «О проведении апробации заданий по функциональной грамотности обучающихся 6-10 классов»
Приказ ГАУ КО ДПО «Институт развития образования» от 22.09.2021 №376-ОД «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся»
Приказ Комитета по образованию администрации ГО «Город Калининград от 23.09.2021 №ПД-КпО-782 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
Приказ Комитета по образованию администрации ГО «Город Калининград от 1.10.2021 №ПД-КпО-800 «О проведении исследования по функциональной грамотности в 7-х классах»
Результаты выполнения диагностической работы по функциональной грамотности